В этом примере мы добавим еще больше мощности к общему численному программированию, используя не только различные типы с плавающей запятой, но и объекты в качестве параметров шаблона. Рассмотрим некоторые хорошо известные правила центрального различия для численного вычисления первой производной функцииf′(x)сx & #8712; & #8476;:

Где разность терминовмндана:

dx— размер шага производной.
Третья формула в уравнении 1 является правилом трехточечного центрального различия. Он вычисляет первую производную отf′(x)доO(dx6], гдеdxявляется заданным размером шага. Например, если размер шага равен 0,01, то этот производный расчет имеет около 6 десятичных цифр точности - примерно то же самое для 7 десятичных цифр одноточного плавания. Давайте создадим общую подпрограмму шаблона, используя это правило трехточечного центрального различия. В частности:
template<typename value_type, typename function_type>
   value_type derivative(const value_type x, const value_type dx, function_type func)
{
   
   
   const value_type dx1 = dx;
   const value_type dx2 = dx1 * 2;
   const value_type dx3 = dx1 * 3;
   const value_type m1 = (func(x + dx1) - func(x - dx1)) / 2;
   const value_type m2 = (func(x + dx2) - func(x - dx2)) / 4;
   const value_type m3 = (func(x + dx3) - func(x - dx3)) / 6;
   const value_type fifteen_m1 = 15 * m1;
   const value_type six_m2     =  6 * m2;
   const value_type ten_dx1    = 10 * dx1;
   return ((fifteen_m1 - six_m2) + m3) / ten_dx1;
}
производная()шаблонная функция может быть использована для вычисления первой производной любой функции доO(dx6. Например, рассмотрим первую производнуюsin(x), оцененную приx = π/3. Другими словами,

Приведенный ниже код вычисляет производную в уравнении 3 для поплавка, удвоения и повышения многоточного типа cpp_dec_float_50.
#include <iostream>
#include <iomanip>
#include <boost/multiprecision/cpp_dec_float.hpp>
#include <boost/math/constants/constants.hpp>
int main(int, char**)
{
   using boost::math::constants::pi;
   using boost::multiprecision::cpp_dec_float_50;
   
   
   
   
   const float d_f = derivative(
      pi<float>() / 3,
      0.01F,
      static_cast<float(*)(float)>(std::sin)
   );
   const double d_d = derivative(
      pi<double>() / 3,
      0.001,
      static_cast<double(*)(double)>(std::sin)
      );
   
   
   
   
   
   
   
   
   const cpp_dec_float_50 d_mp = derivative(
      cpp_dec_float_50(pi<cpp_dec_float_50>() / 3),
      cpp_dec_float_50(1.0E-9),
      [](const cpp_dec_float_50& x) -> cpp_dec_float_50
      {
         return sin(x);
      }
      );
   
   std::cout
      << std::setprecision(std::numeric_limits<float>::digits10)
      << d_f
      << std::endl;
   
   std::cout
      << std::setprecision(std::numeric_limits<double>::digits10)
      << d_d
      << std::endl;
   
   std::cout
      << std::setprecision(std::numeric_limits<cpp_dec_float_50>::digits10)
      << d_mp
      << std::endl;
}
Ожидаемая стоимость производного составляет 0,5. Это центральное правило разницы в этом примере плохо обусловлено, то есть страдает от незначительной потери точности. С учетом этого результаты согласуются с ожидаемым значением 0,5.
Мы можем сделать еще один шаг и использовать нашу производную функцию для вычисления частичной производной. Например, если мы возьмем неполную гамма-функциюP(a, z)и возьмем производную относительноzпри, то мы можем вычислить результат, как показано ниже, для хорошей меры мы сравним с «правильным» результатом, полученным от вызоваgamma_p_derivative, результаты согласуются примерно на 44 цифры:
cpp_dec_float_50 gd = derivative(
   cpp_dec_float_50(2),
   cpp_dec_float_50(1.0E-9),
   [](const cpp_dec_float_50& x) ->cpp_dec_float_50
   {
      return boost::math::gamma_p(2, x);
   }
);
std::cout
   << std::setprecision(std::numeric_limits<cpp_dec_float_50>::digits10)
   << gd
   << std::endl;
std::cout << boost::math::gamma_p_derivative(cpp_dec_float_50(2), cpp_dec_float_50(2)) << std::endl;